Печать

1290673578 psihiatru-bancherКогда ты выучился на психолога, овладел техниками, прошёл терапию и вот наступает то время, когда к тебе приходит твой первый клиент!

Первый клиент – это как первый секс в твоей жизни: вроде в теории все знаешь, а когда дело доходит до практики все знания куда-то резко деваются.

 

В помощь начинающему психологу

1290673578 psihiatru-bancherКогда ты выучился на психолога, овладел техниками, прошёл терапию и вот наступает то время, когда к тебе приходит твой первый клиент!

Первый клиент – это как первый секс в твоей жизни: вроде в теории все знаешь, а когда дело доходит до практики все знания куда-то резко деваются.

Итак, не паникуем! Первая консультация для клиента это процесс тестирования вас «на прочность». И хочется сразу сказать: на каждого терапевта свой клиент. Вы же находите себе своих маникюрш, парикмахеров и пр… И при чем ищете себе подходящего человека, с которым вам комфортно и безопасно работать. Так и с клиентами, которые к Вам приходят. Некоторые приходят и уходят после первой же консультации. А некоторые остаются с вами и доверяют Вам находится рядом и поддерживать себя пока он пройдёт свой путь терапии, свой собственный путь в исследовании себя.

Для психолога процесс первой консультации тоже очень стрессовый. Но, если вы хотите начать свою частную практику – то этот момент необходимо пройти. Эта статья предназначена для того, чтобы помочь вам пройти «боевое крещение». Разумеется, все получено из личного опыта и на истину в последней инстанции не претендую.

Первое, что очень хочется сказать - не требуйте от клиента невозможного. Не надо «трусить» из него его проблемы и пр. Он пришел к вам не от хорошей жизни, на самом то деле. Помните об этом! На первых консультациях он навряд ли скажет свой истинный запрос, как бы вам этого не хотелось. В этом вам необходимо ему помочь, исходя из своих знаний психологии и техник направления, в котором вы специализируетесь. Но опять таки, не вторгаясь в личное пространство клиента и не оказывая на него давление. В этом мне помогли знания техник арт-терапии, которые позволяют аккуратно и бережно пройти процесс сопротивления клиента, что особенно важно на первых консультациях. Сопротивление ни в коем случае нельзя проламывать!

Второе на что обратить внимание это на замирания у клиента. Если вы видите, что на каких-то фразах клиент замирает, у него задерживается дыхание и он как бы застывает, то для вас это знак того, что там есть травматичное переживание. Обратите внимание для себя на каком моменте, после чего произошла такая реакция! Если вы вдруг не отследили – то спросите у человека после чего это произошло. НЕ БОЙТЕСЬ уточнять и спрашивать клиента о процессе вашего с ним взаимодействия! Вы не выглядите при этом некомпетентным! Спрашивая и уточняя у клиента моменты вашего с ним контакта, вы уменьшаете шанс «навесить» на него свои интерпретации и делаете его ответственным за процесс терапии! Когда мы начинаем интерпретировать реакции клиента, то есть начинаем ему рассказывать, что это у тебя от этой травмы, а вот это от другой, то вы автоматически берете на себя ответственность за процесс. А ваша задача на самом деле пригласить клиента в процесс терапии и взять ответственность за собственную жизнь.

Третье и самое распространённая особенность начинающий психологов – это «копать» глубже запроса клиента. Если клиент к вам пришёл и говорит, что у него сложности перед публичными выступлениями, то не нужно ему рассказывать о том, что у него в детстве была травма, связанная с папой, мамой и пр… Не нужно! Именно от таких вот вещей и бытует мнение о психологах как о «мозгокопателях» или «пришёл с одной проблемой, а ушёл с десятью». Я понимаю желание показать своему клиенту где лежит причина его трудностей на сегодняшний день. Но задайте себе единственный вопрос: Вас просили об этом? А насколько клиент готов встретиться с тем, что произошло в его жизни? Поэтому очень важно и, поверьте, достаточно сложно четко придерживаться запроса клиента. Так как очень многое всплывает в процессе терапии и исследования себя. Для вас, дорогие психологи, это знаки того, что клиент возможно готов пойти дальше и глубже, поэтому не стесняйтесь уточнять и спрашивать у клиента хочет он исследовать себя здесь или нет. Это очень важно. Тогда вы не выглядите в глазах клиента «всезнающим», вы становитесь с ним на один уровень и говорите ему «я не знаю что там, но если ты захочешь я буду рядом с тобой в процессе твоего исследования и поддержу тебя».

Четвертое и, наверное, самое важное - воздержитесь от ярлыков, которым нас всех учили: психотик, астеник, невротик. Для клиента это звучит как диагноз и приговор. Учитесь объяснять клиенту «на пальцах» все те знания и термины, которые вы учили. Потому что самое важное это для любого клиента – это быть встреченным, увиденным и услышанным.

Первые консультации для вас это как процесс настраивания на волну клиента. Настройка на его эмоции, реакции и темп изменений. Не рассматривайте его как «предмет исследования» (из серии, а что будет если вот там тыкнуть), а как живого человека, которых хочет быть любимым самим собой. Одно то, что он к вам пришёл заслуживает глубокого уважения. Отнеситесь с уважением к его процессам и любопытством к его личности. И в первую очередь оставайтесь людьми, а не психологами.

Автор: Карпович Анна