Лекционный курс "Введение в психиатрию для психологов"

Вопрос где заканчивается Психология и начинается уже Психиатрия хотя бы один раз задавал себе каждый практикующий психолог. Понимание границ между особенностями индивидуальной нормы и уже психическим отклонением в поведении клиентов является очень важным, нужным и полезным инструментом в работе психолога, а порой и определяет безопасность терапии. 

Вопрос где заканчивается Психология и начинается уже Психиатрия хотя бы один раз задавал себе каждый практикующий психолог. Понимание границ между особенностями индивидуальной нормы и уже психическим отклонением в поведении клиентов является очень важным, нужным и полезным инструментом в работе психолога, а порой и определяет безопасность терапии. 

Вопрос где заканчивается Психология и начинается уже Психиатрия хотя бы один раз задавал себе каждый практикующий психолог. Понимание границ между особенностями индивидуальной нормы и уже психическим отклонением в поведении клиентов является очень важным, нужным и полезным инструментом в работе психолога, а порой и определяет безопасность терапии. Кроме того, Психиатрия как наука имеет огромнейший набор инструментов, знаний и умений, которые могут оказаться очень кстати в деятельности психолога, овладев которыми, Вы повысите свой профессионализм в сфере психического здоровья человека. 


Кому будет полезен этот курс:

- психологам, психотерапевтам, социальным работникам, педагогам, HR-менеджерам, желающим повысить свою компетенцию.


На курсе вы узнаете:

- Как распознать психические отклонения у клиента.

- Основные проявления психических расстройств.

- Особенности поведения клиента, его запросов и проблем при наличии различных форм психической патологии.

- Какие шаги необходимо предпринять, если у клиента имеются признаки психического заболевания.

- В каких случаях следует и как правильно порекомендовать клиенту консультацию психиатра.

- Какую следует избрать тактику в психологической работе.

- Основные принципы введения клиентов с учетом рекомендаций психиатра.

- Как сформировать границы профессиональной компетенции и какие критерии отбора клиентов для оказания им помощи в соответствии со своими возможностями.

- Получите список литературы, позволяющий закрепить полученные знания и в дальнейшем еще больше углубиться в вопросы психологической помощи клиентам с психическими расстройствами и отклонениями.


Курс состоит из 8 лекций-семинаров по 3 часа каждый и включает в себя:

- теоретическую часть, направленную на изучение знаний из областей современной психиатрии, наркологии и психотерапии, применимых в практический деятельности психолога;

- практически-ориентированную часть, направленную на освоение навыков распознания и выбора правильной стратегии работы с клиентами, страдающими различными формами психических расстройств через демонстрацию и разбор клинических случаев, а также супервизию. 

Теоретическая часть курса: 

Тематический блок 1: Введение в психиатрию 

Лекция №1.

Психиатрия как наука. Общая концепция психической нормы и патологии. Основные концепции возникновения патологических состояний. Патология как способ приспособления психики. Феноменология страха сойти с ума. На чем основан психиатрический диагноз. Методы исследования. Понятия симптом, синдром, нозология. Уровни (регистры) психических расстройств: невротический, психотический, органический. Загадочные шифры, разбираемся с диагнозами коллег-психиатров. Закон Украины «О психиатрической помощи».

Понятие о психофармакологии. Какие группы препаратов существуют, и как они влияют на состояние клиента. В компетенции ли психолога, психотерапевта отменять назначенные психиатром препараты? Последствия их отмены.

Основы взаимодействия психолога и врача-психиатра. Роль психолога в терапии клинических состояний. Вопросы личной безопасности при работе с клиентами в клинических состояниях. Когда нужна консультация врача психиатра? Как направить клиента на консультацию к врачу-психиатру.

 

Тематический блок 2: Общая психопатология

Лекция №2.

Расстройства ощущений и восприятия, особенности проявлений в детском возрасте. Чем отличаются галлюцинации от иллюзий? Нарушения ассоциативного процесса. Бредовые синдромы. Чем отличаются бред от фантазий? Расстройства когнитивных функций (памяти, внимания, интеллекта). Патология эмоций. Маниакальный и депрессивный синдромы. Маскированные депрессии. Дифференциальная диагностика психотической и непсихотической депрессии. Расстройства влечений и двигательной сферы. Синдромы расстроенного сознания: непсихотические и психотические.

 

Тематический блок 3: Частная психиатрия

Лекция №3.

Шизофрения, особое место этого заболевания в структуре психических расстройств. Клинические проявления. Диагностика. Шизотипическое расстройство. Шизоаффективное расстройство. Индуцированное бредовое расстройство. Биполярное аффективное расстройство. Циклотимия. Рекуррентная депрессия. Клинические проявления. Диагностика.

Особенности принятия решения о консультировании и необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Вопросы, связанные с фармакологической поддержкой клиентов, находящихся в консультировании. Некоторые возможные стратегии работы. Особенности психологической работы и психотерапии с клиентами, страдающими психозами (шизофрения, аффективные расстройства).

Лекция №4.

Состояния, вызванные органическим и сосудистым поражением центральной нервной системы. Особенности психических расстройств пожилого возраста. Клинические проявления. Диагностика. Особенности психологического сопровождения.

Эпилепсия как самостоятельное и симптоматическое заболевание. Выбор оптимальной стратегии работы.

Синдромы зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Клинические формы не химических (поведенческих) зависимостей. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы.

Лекция №5.

Невротические связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Неврастения. Диссоциативные (конверсионные) расстройства. Тревожные расстройства. Обсессивно - компульсивное расстройство. Паническое расстройство. Невротическая депрессия. Соматоформные расстройства. Психосоматические заболевания. Дифференциальная диагностика депрессии и тревожных расстройств. Невротические расстройства и неврозоподобные состояния. Острая реакция на стресс. Реактивные психозы. Расстройства адаптации. Посттравматическое стрессовое расстройство. Медицинские, психологические и социальные аспекты ПТСР.

Особенности психологической работы и психотерапии с клиентами, страдающими невротическими расстройствами.

Лекция №6.

Расстройства личности. Понятие характерологических и патохарактерологических реакций. Дифференциальная диагностика личностных расстройств и психических заболеваний. Расстройства поведения клинического регистра. Расстройства пищевого поведения: нервная анорексия, нервная булимия, психогенное переедание и другие нарушения. Общие вопросы расстройств сексуальной сферы.

Особенности принятия решения о необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Возможные стратегии работы. Особенности психологической работы и психотерапии с клиентами, страдающими личностными расстройствами.

Лекция №7.

Детская психиатрия. Особенности проявлений и течения психических болезней в детском возрасте. Психозы. Органические поражения. Пограничные расстройства. Поведенческие расстройства у детей. Расстройства аутического спектра. Гиперкинетические расстройства у детей. Олигофрения, пограничные расстройства интеллекта у детей. Инфантилизм. Медико-психолого-педагогическая коррекция. Дифференциальная диагностика тревожных расстройств, органических расстройств и психозов у детей и подростков.

Особенности психологической работы с детьми и подростами, страдающими психическими расстройствами.

 

Тематический блок 4: Вопросы психосоциальной реабилитации и психологической работы

Лекция №8.

Понятие психосоциальной реабилитации пациентов с психическим расстройствами. Понятие мультидисциплинарной подхода в оказания помощи пациентам с психическими расстройствами. Мультидисциплинарная бригада. Роль психолога. Психообразование. Стигматизация в психиатрии. Вопросы приверженности пациентов к терапии.

Психотерапия пациентов с психическими расстройствами. Доказательная база. Специфика поведения клиента, его запросов и проблем при наличии различных формах психической патологии. Роль психотерапии в реабилитации пациентов с психическими расстройствами. Семейная терапия. Особенности психологической работы с родственниками психически нездоровых людей.

Аутоагрессивное поведение при психических расстройствах (суицид, парасуицид). Стратегия работы психолога. Алгоритм действий психолога в случае агрессивного поведения клиента вследствие психического расстройства. 

Практическая часть курса:

1. Разбор клинических случаев, клинических примеров и видеоматериалов, иллюстрирующих патологию основных сфер психической деятельности человека.

2. Как распознать психическое расстройство? Особенности беседы с пациентом, страдающим психическим расстройством, сбора анамнеза, объективных данных о пациенте и описания психического статуса.

3. Использование клинических шкал оценки тревоги, депрессии, психотических симптомов и когнитивных нарушений.

4. Особенности психологической работы и психотерапии с клиентами, страдающими различными формами психических расстройств.

5. Практические рекомендации: в каких случаях клиента следует направить к психиатру, как работать с родственниками психически больных, что предпринять в случае агрессивного и аутоагрессивного поведения клиента и др. Консультация сложно диагностируемых случаев из практики участников курса.

Автор и ведущая курса – Ирина Лещина, практикующий врач-психиатр, психотерапевт. кандидат медицинских наук, PhD.

Даты:

1 лекция – 20 ноября

2 лекция – 4 декабря

3 лекция – 18 декабря

4 лекция – 15 января

5 лекция – 29 января

6 лекция – 12 февраля

7 лекция – 26 февраля

8 лекция – 12 марта

Время: 18:00-21:00

Стоимость: 350 грн по предоплате, при оплате в день лекции в офисе цена 400 грн.

Онлайн посещение 320 грн

При оплате полного курса стоимость 2550 грн

В стоимость включен кофе-брейк.

 

ВНИМАНИЕ! ВНЕСЕННЫЕ ОПЛАТЫ И ПРЕДОПЛАТЫ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ!